Основы коммуникации
Наверняка каждому из вас хотелось бы научиться находить общий язык с разными людьми, располагать их к себе, а также доносить до людей свои мысли и важную информацию так, чтобы быть правильно понятым. Такие умения одинаково важны и полезны для представителей совершенно различных профессий – менеджеров, руководителей, педагогов, психологов, бизнесменов, продавцов-консультантов и др. В этой статье вы узнаете о базовых элементах эффективной коммуникации, овладев которыми вы существенно улучшите свои навыки общения.
Итак, в первую очередь вам необходимо установить с собеседником доверие и наладить хороший контакт, потому что именно доверие является крепкой основой любой эффективной коммуникации.
Доверие бывает осознанным и неосознанным.
Осознанное доверие строится на вербальной информации, получаемой от собеседника. Сюда относятся его идеи и суждения, способы аргументации и построения причинно-следственных связей во время беседы, а также его мировоззрения по поводу каких-либо событий и фактов. Осознанное доверие возникает быстрее в зависимости от того, насколько хорошо собеседники знакомы друг с другом.
Неосознанное доверие базируется на невербальной информации о человеке, с которым вы общаетесь. Такими невербальными признаками являются: его мимика, жесты, интонация, скорость речи, манера говорить и др. Если ваш собеседник бессознательно почувствует, что вы «свой», решит, что вы чем-то похожи на него, его друзей, родственников или коллег (с которыми имеет положительный опыт общения), то он начнет гораздо быстрее вам доверять во время установления контакта.
Я не зря сделала акцент на разделении между вербальной и невербальной коммуникацией. Это два совершенно разных информационных уровня. К первому относится конкретное значение слов, которые мы слышим во время общения с собеседником, а ко второму – язык тела и различные голосовые характеристики.
Следует отметить тот факт, что вербальная информация занимает всего лишь 1/6 от всего процесса коммуникации, а вся остальная информация, получаемая от собеседника во время общения, транслируется на невербальном уровне (язык тела – ½, голос – 1/3). Из этого можно сделать вывод, что доверие изначально является неосознанным (возникает на невербальном уровне) и только потом становится осознанным.
В психологии установление доверительных отношений с собеседником, налаживание хорошего контакта и появление взаимопонимания во время коммуникации называется «раппортом». Раппорт оказывает существенное влияние на качество и скорость коммуникации.
Устанавливается раппорт в соответствии со следующей стратегией:
Рассмотрим каждый шаг в процессе установления раппорта.
- Прежде чем начать взаимодействие со своим собеседником, четко установите для себя, какие цели коммуникации вы преследуете и что вы ожидаете от общения с этим человеком.
- При установлении контакта сфокусируйте особенное внимание на тех особенностях своего партнера по общению, к которым вы можете подстроиться (главное, чтобы это выглядело естественно). Процесс детального наблюдения за собеседником называется калибровкой.
- Когда во время коммуникации ваше поведение полностью синхронизируется с поведением вашего собеседника, можно говорить о том, что вами была успешно произведена подстройка. Свидетельством эффективной подстройки будет являться совпадение у вас и вашего партнера по общению многих невербальных характеристик (дыхание, жесты, позы, голос и т.д.).
- После того, как вы подстроились к собеседнику, можно начинать процесс ведения. Во время ведения необходимо применять вербальные и невербальные приемы коммуникации. На этом этапе вы начинаете занимать лидерскую позицию в общении и можете вести своего собеседника в направлении, которое вы сами для себя выбрали (при этом, собеседник не будет ощущать дискомфорта, т.к. общаться вы с ним будете максимально легким и удобным для него способом).
- Ну и, наконец, завершающей стадией является полное установление раппорта. По определению А. Плигина, «на этой стадии взаимодействия уже трудно установить того, кто является ведущим, а кто ведомым. Оба партнера действуют настолько слаженно, что буквально «предугадывают» изменения друг у друга, или их поведение меняется практически одновременно».
Установление раппорта является ключевым и основополагающим элементом успешного общения между людьми, но вызвать доверие у собеседника – это только пол-дела. Важно еще уметь слушать и слышать друг друга, правильно реагировать на речевые манипуляции, говорить на языке своего партнера и многое другое. Следите за новостями – вас ждет еще немало интересного материала по данной тематике.
Желаю вам, чтобы ваше общение с людьми было максимально эффективным!
P.S. Овладеть базовыми коммуникативными навыками вы можете на тренинге «Эффективное общение». Приходите! Будет очень интересно, практично и полезно для жизни;)